Европейские компании закупили российский газ для паромов

Пассажирский паром Viking Grace

«Газпром» начал поставлять СПГ для бункеровки судов. Первый пассажирский паром, заправленный российским СПГ, отправится 29 января из Таллина в Хельсинки

Дочерняя компания Газпромбанка «Криогаз» начала поставлять сжиженный природный газ (СПГ) для бункеровки судов эстонскому энергоконцерну Eesti Gaas. Об этом журналистам в Таллине рассказал гендиректор «Криогаза» Ричард Рудницки.

По его словам, компания планирует начать продавать российский СПГ в страны Восточной Европы: Германию, Чехию и промышленным потребителям Польши. Переговоры также ведутся со странами Прибалтики — Латвией и Литвой.

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов с 2015 года в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым, в частности, относится Балтийское море, был ограничен уровень ее содержания в судовом топливе на 90%, до 0,1%. Первый в мире пассажирский паром Viking Grace на СПГ начал курсировать в январе 2013 года между Финляндией и Швецией.

Первый в Эстонии паром на СПГ — Megastar — длиной 212 м, вмещающий 2800 пассажиров и 800 автомобилей, отправится из Таллина в Хельсинки 29 января.

«Криогаз», который покупает природный газ у «Газпрома», а поставки СПГ со своего завода в Пскове в Эстонию осуществляет через «Газпром экспорт», производит сейчас там 23 тыс. т СПГ в год, тогда как паром, по словам Рудницки, потребляет 25 тыс. т в год.

По словам генерального директора Eesti Gaas Маркуса Каасика, Эстония сейчас закупает 20 тыс. т российского СПГ у «Криогаза», но в перспективе хочет увеличить его закупки, если будет выгодна логистика его поставок. Оставшиеся необходимые объемы СПГ эстонский энергоконцерн Eesti Gaаs пока докупает в Финляндии.

Каасик также сообщил РБК, что компания покупает у «Газпрома» 500 млн куб. м природного газа по контракту на три года (он завершается в 2018 году), а небольшие объемы природного газа она закупает на свободном рынке и аукционах «Газпрома».

Топливо для судна — это малотоннажный СПГ, предназначенный для бункеровки. Это замороженный до температуры минус 162 градуса газ, более экологическое топливо, чем дизель, дешевле обычного судового топлива примерно на 20%, рассказал Рудницки. Это позволяет выполнять европейские нормы по низкому количеству выбросов в воздух и по количеству серы в топливе. Само судно идет из Таллина до Хельсинки всего два часа со скоростью 27 узлов, сообщил представитель судовой компании Tallink в ходе презентации.

Для производства 23 тыс. т СПГ в год на заводе «Криогаза» в Пскове требуется в 1,4 раза больше обычного природного газа. Как объяснил РБК коммерческий директор «Криогаза» Андрей Котов, до 40% газа покупается на бирже СПбМТСб, так как это дешевле, чем по долгосрочным контрактам «Газпрома».

Завод в Пскове по производству малотоннажного СПГ стоимостью 800 млн руб. «Криогаз» запустил в мае 2016 года. По словам Котова, 90% газа этого завода продается в Эстонию, около 2 тыс. т в год покупает польская «дочка» «Криогаза» Kriogas Marketing&Trading Poland для продажи местным потребителям, небольшое количество СПГ зарезервировано для нужд российских потребителей с перспективой перевода котельных Псковской области с мазута на газ. Котов уточнил, что в перспективе поставки газа в Польшу будут расширяться после ввода других заводов компании и будут продаваться промышленным потребителям: предприятиям пищевой промышленности, сельского хозяйства и т.д. Тогда российский СПГ будет полноценным конкурентом СПГ, закупаемого в других странах через польский терминал в Свиноустье.

Кроме комплекса в Пскове «Криогаз» владеет заводом СПГ в Кингисеппе мощностью 9 тыс. т в год, а в ближайшие годы планирует ввод в эксплуатацию новых объектов: завод в Калининграде мощностью 150 тыс. т в год (ввод в эксплуатацию первой очереди в 2017 году), СПГ-терминал в Высоцке мощностью 660 тыс. т в год и стоимостью 65 млрд руб. (ввод в эксплуатацию в 2018 году), завод в Петрозаводске мощностью 150 тыс. т в год (ввод в эксплуатацию в 2018–2019 годах). По словам коммерческого директора «Криогаза», вся первая очередь заводов в Калининграде и Высоцке уже законтрактована.

Как сообщил РБК директор департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка​ Владимир Смелов, банк кредитует свою 100-процентную «дочку» «Криогаз» на общих условиях: кредиты в рублях и валюте на развитие и закупку оборудования выдаются под 10–14% годовых на срок 7–10 лет. 

Читайте также:

Оставить ответ

*